Новые технологии и законы приводят к усилению репрессий.
Иранская Республика активно применяет Искусственный интеллект (ИИ) — технология создания интеллектуальных машин и компьютерных программ, основной задачей которых является использование компьютерных технологий для понимания человеческого интеллекта.<br><br> Исследователи выделяют два основных направления развития ИИ:<br> • решение проблем, связанных с приближением специализированных систем ИИ к возможностям человека, и их интеграции, которая реализована природой человека;<br> • создание искусственного разума, представляющего интеграцию уже созданных систем ИИ в единую систему, способную решать проблемы человечества." data-html="true" data-original-title="искусственный интеллект" >искусственный интеллект (ИИ) для усиления контроля над населением, что особенно отражается на свободах женщин. Как сообщил Бехнам Бен Талеблу, старший научный сотрудник Фонда защиты демократий, «иранский режим внедряет ИИ, чтобы еще больше извлечь выгоду из технологий, объединяющих элементы распознавания лиц, видеонаблюдения, анализа сотовых телефонов, геолокации и интернет-мониторинга». Эти технологии помогают усилить киберпреследование уличных протестующих и женщин, которые неправильно носят хиджаб.
Новые инструменты ИИ станут ключевым элементом законопроекта «О хиджабе и целомудрии», который был одобрен иранским парламентом в сентябре 2023 года и ожидает ратификации Советом стражей. Талеблу отметил, что ИИ стал «вишенкой на торте цифрового подавления Ирана», позволяя освободить больше человеческих ресурсов для репрессивной деятельности.
Статья 30 законопроекта предписывает полиции «создавать и укреплять интеллектуальные системы для идентификации нарушителей с использованием стационарных и мобильных камер». Статья 60 обязывает частные предприятия передавать видеозаписи для проверки соблюдения правил. Нарушение этого требования может привести к потере прибыли на срок от двух до шести месяцев.
Женщины, которые не покрывают волосы должным образом, сталкиваются с штрафами, «социальной изоляцией, изгнанием, закрытием страниц в социальных сетях, конфискацией паспорта на срок до двух лет» и возможным тюремным заключением до 10 лет. Талеблу пояснил, что законопроект позволяет властям использовать ИИ для проведения «правовой и экономической войны против женщин», преследуя их дома, автомобили, банковские счета и источники дохода.
Эксперты ООН утверждают, что законопроект позволяет Ирану управлять «путем системной дискриминации с целью подавления женщин и девочек», что является гендерным преследованием или гендерным апартеидом.
Еще до принятия законопроекта режим начал подготовку к увеличению использования ИИ, устанавливая новые камеры по всей стране с апреля 2023 года. Amnesty International сообщила об увеличении давления на иранских женщин в период с 15 апреля по 14 июня 2023 года. За это время, по данным полиции, было отправлено «почти 1 миллион SMS с предупреждениями женщинам, которые были засняты без хиджаба в автомобилях», а также 133 174 сообщения о блокировке транспортных средств. Около 2000 автомобилей были конфискованы, и более 4000 «повторных нарушителей» были направлены в судебные органы Ирана.
Между апрелем 2023 года и мартом 2024 года Amnesty International установила , что полиция нравов «распорядилась о произвольной конфискации сотен тысяч транспортных средств» из-за неправильного покрытия женщин внутри. Свидетельства показывают, что приказы о конфискации основывались на изображениях, снятых камерами наблюдения, или сообщениях агентов в штатском, патрулирующих улицы и использующих полицейское приложение для фиксации номеров автомобилей. Amnesty также сообщила, что некоторых женщин приговаривали к тюремному заключению или порке, штрафовали или отправляли на «уроки нравственности».
Режим, вероятно, использовал ИИ во время протестов 2022 года после смерти Махсы Амини, избитой после ареста полицией нравов за слишком свободное ношение хиджаба. В октябре 2023 года США усилили запрет на экспорт чипов ИИ в Китай и Иран, чтобы ограничить доступ к передовым технологиям ИИ.
Талеблу предложил дополнительные методы контроля доступа к технологиям, которые могут «усилить цифровой или кибер-репрессивный аппарат Ирана». Он рекомендовал США сотрудничать с европейскими компаниями для увеличения экспортного контроля и отслеживания новых китайских технологических дочерних компаний, работающих в Иране. Постоянное разоблачение и санкционирование новых фирм увеличивает их транзакционные издержки.
«Говорят о том, что технологии, киберпространство и ИИ освобождают людей и строят мосты», — сказал Талеблу, — «но Исламская Республика действительно намерена использовать их для создания границ и продолжения изоляции Ирана, навязывая свою волю населению».